Врачи еще в Омске подозревали oтpaвлeние у Навального - «Медуза»

Еще когда Алексей Навальный был в омской больнице, лечащие врачи заподозрили у него oтpaвление фосфорорганическим соединением. Но постановка диагноза затруднялась тем, что некоторые симптомы были нетипичными, выяснила «Медуза».
«Четкая картина oтpaвлeния ФОС»
У Навального была «четкая картина отравления ФОС», сообщили изданию два источника, участвовавших в консилиумах врачей в Омске. Это же подтвердил собеседник, знакомый с результатами обследования пациента.
У Алексея были зафиксированы миоз (суженные зрачки), гиперсаливация (повышенное слюноотделение), потливость, гипертонус мышц. Все это относится к типичным симптомам oтpaвления фосфорорганикой.
Картина oтpaвления ФОС сохранялась те два дня, что Навальный провел в омской больнице, рассказали все три источника.
Фото: twitter / Kira_Yarmysh
Нетипичные проявления
Но были и признаки, для oтpaвления ФОС нетипичные, рассказали источники.
На момент консилиума не наблюдалось бронхоспазма и бронхореи легких, в реанимации отсутствовали проблемы с желудочно-кишечным трактом - рвота и диарея.
К нетипичным проявлениям относился кетоацидоз, рассказали два участника консилиума. Это состояние характерно для дефицита инсулина, например, при диабете. По мнению одного из участников консилиума, это давало возможность предположить, что у Навального в самолете мог случиться резкий скачок сахара.
Однако «классическая» картина отравления ФОС в реальности может быть гораздо более разнообразной, чем принято считать, объяснил «Медузе» один из опрошенных изданием экспертов по химическому оружию. К примеру, отсутствие бронхоспазма может объясняться тем, что яд применялся не в форме вдыхаемого газа.
Результаты анализов на токсикологию «на словах»
Сделавшие анализы омские токсикологи говорили, что в биоматериалах Навального oтpaвляющих веществ не обнаружено, рассказали «Медузе» два участника консилиума.
Результаты исследований по токсикологии этим врачам даже не показывали. «Я видел только стандартную биохимию, в которой были выраженные нарушения кислотно-основного состояния и нарушения углеводного обмена», - рассказал участник консилиума.
Материалы отправили для дальнейшего исследования в Москву, рассказывал в интервью «Медузе» реаниматолог Пироговского центра Борис Теплых, который входил в консилиум по лечению Навального.
По его словам, токсикологи из лаборатории Московского медицинского центра судебной медицины только на словах рассказывали, какие версии исключили в ходе анализов. «С их слов, в первую очередь проверили фосфорорганические вещества и исключили их», - говорил Теплых.
Анестезиолог-реаниматолог Борис Теплых. Фото: pirogov-center.ru
Зачем давали атропин
Но поскольку признаки отравления ФОС были явными, врачи в Омске ввели Навальному атропин, причем первую дозу - еще в машине скорой помощи, рассказал знакомый с результатами обследования источник. По его мнению, именно первые дозы атропина могли снять проблемы с легкими и желудочно-кишечным трактом, которые могли быть у Навального в самолете.
Курс атропина продолжили в реанимации, но после нескольких доз отменили, поскольку у Навального развилась сильная тахикардия (увеличение частоты сердечных сокращений), рассказал участник консилиума. «Стандартная доза атропина - один миллиграмм. При oтpaвлeнии доза может быть гораздо выше, до ста миллиграммов, pиcкoвaть мы не могли», - объяснил собеседник издания.
Ранее Теплых уже говорил, что еще в первые минуты после госпитализации омские врачи давали Навальному атропин. «В последующем обсуждалась необходимость его повторного введения», - отмечал медик.
Фото: twitter / Kira_Yarmysh
Официальная версия: ядoв не нашли
Но официально в России версию об отравлении Навального по-прежнему опровергают. Она была главной на момент поступления пациента в реанимацию, но не подтвердилась, сообщил накануне главный токсиколог Омской области и завотделением острых отравлений омской БСМП-1, где лежал оппозиционер, Александр Сабаев.
«Восемь консилиумов было проведено, 60 биохимических исследований, несколько кардиограмм, постоянный мониторинг систем организма на хорошем оборудовании, инструментальные и лучевые методы диагностики (...) исключали все возможные причины такого кризисного состояния. Токсикология была на первом месте, это было самое первое исследование, и через восемь часов был дан ответ об отсутствии токсикантов», - цитировал медика «Интерфакс».
По его словам, у пациента наблюдался холинергический синдром, но он проявлялся мозаично и кратковременно, чего не бывает при фосфорорганических отравлениях. По этой клинической картине больному вводился атропин.
«Мы знали, что фосфорорганического соединения нет, но атропин - это не только антидот при фосфорорганических соединениях, это еще и синдромальный реанимационный препарат, который вводится в определенных ситуациях», - заявил Сабаев.
Фото: twitter / Kira_Yarmysh