Двух пациенток центра Блохина не стало после массового увольнения врачей

В Национальном медицинском исследовательском центре (НМИЦ) им. Блохина, откуда после смены руководства массово уволились врачи, скончались две юные пациентки. Девочки пережили пересадку костного мозга, но трансплантаты так и не прижились.
Массовое увольнение врачей
В июне 2019 года в институте Блохина сменилось руководство. Тогда директором подведомственного ему НИИ детской онкологии и гематологии (НИИ ДОиГ) стала Светлана Варфоломеева.
Светлана Варфоломеева. Фото: сайт НИИ детской онкологии и гематологии
Уже в августе в прессу попала информация о начале массовых сокращений в онкоцентре и резком снижении зарплат врачей. Отмечалось, что при этом разрастается административный аппарат и новый директор выписывает премии сотрудникам администрации.
Родители пациентов организовали флешмоб в защиту врачей под слоганом «Спасите детский институт». Особенно их встревожила информация о возможном увольнении заместителя Варфоломеевой - Георгия Менткевича. Тогда руководство заверило, что он продолжит работу, а вопрос с зарплатами будет решен.
Несмотря на это в конце сентября детские онкологи из центра Блохина записали видеообращение о катастрофической ситуации в медучреждении. В ролике с участием Менткевича они рассказали об ужасных условиях содержания пациентов, аппаратной борьбе, которую затеяло новое руководство ради продвижения своих людей, непрозрачном начислении зарплат и задержке с вводом в эксплуатацию новых корпусов.
Врачи потребовали отстранить вновь назначенное руководство, начать распределять зарплату обоснованно и прозрачно, а также провести аудит строительства новых корпусов. В противном случае они пообещали уволиться. Ролик был записан при поддержке профсоюза «Альянс врачей», созданного Алексеем Навальным.
В итоге директор центра Иван Стилиди сложил с Менткевича полномочия и.о. заведующего отделением (он совмещал эту должность с постом замдиректора НИИ ДОиГ). Свое решение руководитель объяснил «хамским поведением» подчиненного.
А в начале ноября из онкоцентра все-таки уволились девять врачей, включая Менткевича.
Не стало двух пациенток-подростков
Вечером 7 декабря «Альянс врачей» сообщил в твиттере о смерти двух девочек в отделении трансплантации костного мозга НИИ ДОиГ. В профсоюзе связали случившееся с массовым увольнением врачей из центра им. Блохина.
Пациентки, которых не стало после трансплантации костного мозга - это 16-летняя Сурия М. из Астрахани и 14-летняя Ханна.
16-летняя Сурия. Фото: vk / id403181865
«Я считаю виновными руководство Минздрава и руководство онкоцентра Блохина в убийстве. Вы убили Ханну 14 лет и Сурию 17 лет. Эти дети нуждались в правильном лечении после проведенных трансплантаций костного мозга. И они могли бы сейчас жить», - заявила в видеообращении глава профсоюза Анастасия Васильева.
Глава «Альянса врачей» Анастасия Васильева. Кадр из видео: twitter / alyansvrachey
«Профессор Менткевич и его команда при таком виде операций выхаживали каждого. За последние два года их работы они потеряли всего одного ребенка», - отметил на видео уволенный онколог Максим Рыков.
Ошибка новых специалистов?
Сам Менткевич рассказал «Новой газете», что пересадку костного мозга одной из пациенток проводила его команда, и она перенесла операцию хорошо. Вторую девочку оперировали новые врачи. По информации профессора, они изменили ей схему иммуносупрессии - подавления врожденной способности организма отражать болезни и инфекции.
Георгий Менткевич. Скриншот Youtube / Альянс врачей
Нельзя было менять схему иммуносупрессивной терапии на столь ранних сроках и капать «Мабтеру» (противоопухолевый препарат. - прим. ред.) на доказанной вирусной инфекции, рассказал один из уволенных врачей в опубликованной в твиттере переписке с «Альянсом врачей».
«Они своими назначениями запустили ей РТПХ (реакцию трансплантат против хозяина. - прим. ред.), а теперь имеют закономерное осложнение в виде вено-окклюзионной болезни печени. И с этим уже не справиться. Она погибнет от печеночной недостаточности», - делился специалист неутешительным прогнозом.
Переложили ответственность на «старую команду»
На следующий день в центре им. Блохина подтвердили смерть двух пациенток подросткового возраста с лейкозом. «НМИЦ онкологии им. Н. Н. Блохина с прискорбием сообщает, что в НИИ детской онкологии и гематологии, несмотря на усилия врачей, умерли два подростка, долгое время героически боровшиеся с острым лимфобластным лейкозом», - приводил ТАСС сообщение пресс-службы НМИЦ.
Состояние подростков было крайне тяжелым, отметили в онкоцентре. У девочек развилось серьезное осложнение - реакция трансплантат против хозяина (РТПХ). У одной из пациенток состояние осложнялось неврологическим заболеванием и гепатитом.
16-летняя Сурия. Фото: vk / id403181865
Кроме того в онкоцентре утверждают, что трансплантацию обеим девочкам проводила старая команда онкологов-гематологов, которые затем уволились. Лечение же вела новая команда врачей. «Мы приносим глубокие соболезнования родителям девочек и просим СМИ не участвовать в сведении счетов уволившихся из НИИ ДОиГ врачей с новым руководством центра», - заявили в НМИЦ.
Те пациенты, которым провела трансплантацию новая команда врачей онкологов-гематологов, уже выписаны из отделения и возвращаются к своей обычной жизни. «Среди них и одна пациентка, которой была проведена гаплоидентичная трансплантация костного мозга», - добавили в онкоцентре.
Главный внештатный гематолог Минздрава Александр Румянцев на этом фоне заявил, что сегодня с острым лимфобластным лейкозом выживает более 80% пациентов, «однако выздоравливают не все».
«Если вы откроете рот…»
После смерти двух девочек взрослые решили выступить с публичным обращением. Они договорились ночью в родительском чате встретиться в 12:30 в холле отделения онкоцентра.
«Утром вся информация уже была наверху. Откуда они узнали время и место? Либо кто-то доносит, либо кто-то проник в чат [под видом родителя] и тихонечко все читает», - рассказала «Новой газете» мама одной из пациенток.
После этого родителям начали поступать угрозы. «Сегодня всем, кто участвовал в этом чате, подошли и сказали: если вы откроете рот, то мы будем ходить и проверять, чтобы все родители были на местах. Как в тюрьме, понимаете?» - говорит глава «Альянса врачей».
«Я знаю, что могу пострадать, но кому-то же нужно об этом говорить? Я буду биться за своего ребенка любыми методами. Так же и за других. Для меня сейчас нет чужих детей. Я говорю за все отделение клиники Блохина: Варфоломеева должна услышать крик и почувствовать боль родителей, чьи дети страдают по ее вине», - убеждена мать пациентки.