Сколько продлится кризис из-за санкций и как он отразится на россиянах
Говоря о перспективах в «новых реалиях», в СМИ часто вспоминают про трудные 90-е годы. Но российские экономисты не считают, что сегодня идёт откат к тому лихолетью. Какой сценарий сейчас видится экспертам и долго ли переживать трудные времена.

Россия ещё в январе 2022 года была «средней европейской экономикой» с неплохой перспективой. Она быстрее ожидаемого восстановилась после пандемии, и ей прогнозировали второй год роста подряд, отмечает Bloomberg. После 24 февраля страна оказалась в «новых реалиях», которые, по словам президента Владимира Путина, приведут к временному росту инфляции и безработицы. Центробанк также предрёк «период повышенной инфляции» и снижение ВВП.
Как проявится кризис и сколько он может продлиться?
Два суровых года
Хотя сейчас крайне сложно давать прогнозы, потому что ситуация уж слишком неопределённая, экономисты даже в таких условиях берутся оценить перспективы на ближайшие два-три года.
Понятно, что все предвидят спад — разнятся только цифры: от незначительного и умеренного (на 2–7%) до более серьёзного, как, скажем, в обновлённом прогнозе банка Barclays, о котором пишет Forbes, — на 12,4%.
Также большинство аналитиков сходятся в том, что экономика сильнее всего просядет в этом году. Тот же Barclays ожидает, что последствия санкций ощутимо проявятся уже к середине года.
Дальше прогнозы расходятся. Ряд крупных банков и рейтинговых агентств считают, что в 2023 году падение продолжится, но будет уже меньше. Тем временем другие, как, например, банк Goldman Sachs, предсказывают даже восстановительный рост.
В целом, по мнению аналитиков, российская экономика начнёт «оживать» в 2024 году.
Как кризис отразится на людях
Как ни странно, российские экономисты обрисовали даже более жёсткий сценарий, чем многие западные.
Так, близкий к правительству Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) составил свой анализ на экстремально жёстких предпосылках, без учёта отмены или смягчения санкций, пишут «Ведомости».
Среди наиболее тяжёлых последствий санкций названы:
- резкий рост инфляции: 20–23% в 2022 году, указывает «Финмаркет»;
- скачок безработицы среди представителей массовых профессий: страна рискует получить сильнейшую после кризиса 2008–2009 годов безработицу и проблему «новой бедности», отмечает «МК»;
- падение реальных доходов населения на 7% в 2022 году.
Bloomberg считает, что экономике России грозит самое жёсткое снижение с начала XXI века.
Международное рейтинговое агентство Fitch полагает, что падение будет сравнимо с кризисом 1998 года и мировым финансовым кризисом 2008-го, согласно пресс-релизу, который цитирует «Интерфакс». Впрочем, в Fitch добавили, что сейчас у России есть запас и ресурсы, чтобы обеспечить экономике некоторую поддержку.
Назад в 90-е или…
Про трудные 90-е годы сейчас вспоминают часто. Но российские экономисты не считают, что сегодня идёт откат к тому лихолетью.
Санкционные ограничения отбросят экономику не в 90-е, а гораздо дальше, в эпоху советского застоя, рассуждает в «Новой газете» старший научный сотрудник лаборатории исследований экономического роста Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Иван Любимов.
Для многих простых людей родом из СССР застой — далеко не самое плохое время. Но его характерные черты — тем более невольное возвращение к ним сейчас — были бы особенно губительны. Эксперт напоминает, какие это черты:
- отсутствие экономического роста;
- устойчиво низкий средний уровень доходов;
- временные дефициты разных товаров;
- отсутствие перспективы и стимула в работе;
- снижение производительности;
- расцвет коррупции, когда получить услугу или достать нужный товар можно «по блату» и за взятки;
- серьёзное упрощение экономики, без технологичных, современных вещей (проще говоря, отсталость).
Перспектива упрощения экономики, особенно в цифровой век, тревожит и Олега Буклемишева, директора Центра исследования экономической политики экономфака МГУ и президента Ассоциации независимых центров экономического анализа. Выдержки из его недавнего выступления приводит ЭКОНС — сайт об исследованиях по экономике и финансам, который ведут сотрудники Центробанка России. (Материалы публикаций не выражают позицию ЦБ).
Буклемишев отмечает, что в рейтинге экономической сложности (т. е. способности производить современные товары) Россия и без санкций занимала не самые передовые места. Лучшие показатели в этой сфере были в 2000 году, мы тогда существенно обогнали Индию и Китай. Но с тех пор и до 2010-го Россия неуклонно снижалась в рейтинге, после чего «стагнировала». К 2019-му нас опередили и Индия, и уж тем более Китай — тот вообще ушёл в отрыв.
«Мы не можем производить многие современные товары и в дальнейшем будем сталкиваться с этой проблемой всё активнее. Во многих товарах присутствуют импортные комплектующие. Всё это, безусловно, можно попытаться импортозаместить, но возникает вопрос: если этого не было сделано в гораздо более благоприятных условиях, то почему это осуществится сейчас, в отсутствие ресурсов, производственных цепочек, зарубежных инвестиций, и почему вдруг сейчас начнет работать то, что не заработало раньше? Ответа у меня нет», — рассуждает эксперт.
Он заключил, что нынешняя ситуация хуже, чем 90-е, потому что тогда был «оптимизм и понимание, что мы сейчас продерёмся через всё вот это и выйдем на светлую дорогу, и на этой светлой дороге нам ничего не будет мешать». А сейчас «очень сильно не хватает такого взгляда».
Надолго ли санкции
Экономисты Barclays ожидают, что из-за сложившейся геополитической ситуации санкции будут действовать долго. Примерных сроков, впрочем, не называют.
Опыт санкционных экономик, например, Кубы и Ирана, указывает на то, что они могут установиться на десятилетия, говорит экономист Иван Любимов.
«Никто не знает, сколько продлятся санкции — год, два или десятилетия. Многое зависит и от продолжительности “спецоперации” на Украине, — цитирует «МК» экономиста, ведущего эксперта Центра политических технологий Никиту Масленникова.