Говорит, но встать не может. Как живет покалеченный Шамсутдиновым солдат
Графов ушел на службу в июле. Первые месяцы проходили нормально. А 25 октября 2019 года Шамсутдинов устроил в воинской части расстрел сослуживцев. Родные Евгения узнали о случившемся из новостей в интернете. Наутро семья дозвонилась до военных - сообщили, что пуля попала парню в голову и задела руку.

Солдат Евгений Графов, раненый срочником Рамилем Шамсутдиновым во время бойни в воинской части под Читой, вернулся из больницы спустя почти полтора года после трагедии. Лишь в конце марта 2021-го 20-летний уроженец Тюменской области попал домой, пишет 72.RU.
Молодого отца забрали в армию
Графов родился в небольшой деревне в Аромашевском районе. Евгений - единственный мужчина в многодетной семье, с детства помогал по хозяйству матери и трем сестрам.
Летом 2019 года получил диплом по профессии «сварщик-каменщик». Увлекался катанием на лыжах, участвовал в соревнованиях как любитель и получал медали. У Евгения и его девушки родился сын Демид за месяц до того, как парень получил повестку в армию.
Случайная жертва
Графов ушел на службу в июле, и первые месяцы проходили нормально. По словам матери, сын ни разу не жаловался на дедовщину. 25 октября 2019 года срочник Шамсутдинов устроил в воинской части расстрел сослуживцев. Родные Евгения узнали о случившемся из новостей в интернете. Наутро семья дозвонилась до военных - сообщили, что пуля попала парню в голову и задела руку, его увезли в тяжелом состоянии в больницу. Позже Шамсутдинов говорил на суде, что Евгений стал его случайной жертвой.
«Увидела его - полголовы нет»
Графов провел два месяца в коме, еще пятнадцать - на больничной койке. Из Забайкалья солдата перевезли в НМИЦ нейрохирургии им. Бурденко. «Увидела его - полголовы нет. Он был такой худенький, весил всего лишь 40 килограммов, медбрат его с легкостью поднимал и ставил на весы. Все его тело было в трубках», - вспоминает мать срочника.
После выхода из комы состояние Графова оставалось тяжелым - он был подключен к системе жизнеобеспечения. Говорить Евгений не мог, но мать узнал и заулыбался. Логопеды учили парня говорить заново.
С началом пандемии женщине запретили посещать сына. «Когда я пришла, он сказал: думал, что я бросила его. Женя, никуда и никогда я тебя не брошу. Я заплакала, он тоже заревел», - рассказала мать. Также Евгения в больнице навестил второй раненый и выживший солдат - Владислав Шпак.
В июле 2020 года Графова перевели в обычную палату и отключили от аппаратов. Весной 2021-го пациента начали готовить к выписке. Евгений стал лучше говорить, набрал вес, раны зажили. Солдат должен был прийти из армии летом 2020 года. В итоге Евгений вернулся домой из больницы только в конце марта 2021-го.
«Осталось только на ноги встать»
Ухаживать за собой и двигаться Графов не может. Зато у него сохранилась чувствительность всего тела, он понимает все вопросы и отвечает на них. Зрение у парня плохое, но постепенно восстанавливается. Медики не дают никаких прогнозов, но мать Евгения верит, что парень встанет на ноги.
«У нас есть специальные кровать и коляска, выделили от Министерства обороны. На коляске с Женей гуляем каждый день. Сейчас он поправился, стало тяжеловато. Но ничего, самое страшное позади, Женька живой, теперь нам осталось только на ноги встать», - говорит мать срочника.
Все расходы на лечение оплачивало Министерство обороны. Также Графовым выплатили часть компенсации. Но на реабилитацию для возвращения Евгения к прежней жизни у семьи денег нет, пенсии по инвалидности не хватит.
«Все упирается в деньги, в институте мозга день курса реабилитации с проживанием стоит 18 тысяч. А один курс - почти 300 тысяч. Не знаем, сможем ли собрать такую сумму, но это может быть для нас шансом», - объяснила мать Евгения.
После приезда домой Графов несколько раз виделся с сыном. «Зовут его Дема, Демид. Он приезжал, махал руками», - рассказал Евгений. Мама мальчика живет отдельно, но не запрещает отцу общаться с малышом.
Солдат-срочник Шамсутдинов расстрелял в воинской части в Забайкалье восьмерых сослуживцев и ранил двоих. После случившегося рядовой рассказал о дедовщине. В январе 2021 года суд приговорил Шамсутдинова к 24,5 года колонии строгого режима.